Блог

Скалолазание в Карелии. Сектор “Хийтольские скалы”.

Давно хотел рассказать про скалолазание в Карелии, но “в суете городов и потоке машин” сложно найти время обстоятельно и подробно все изложить, да еще и снабдить фотографиями и деталями линий пролаза. Помогла сделать шаг в сторону эпистолярного жанра, как это не банально – погода. Планы на ближайшие выходные с очередными занятиями на скалах в Карелии смыло проливным дождем с грозами, поэтому выдался шанс немного побыть “диванным альпинистом”, разобрать фотографии, заметки и…вот что из этого получилось.


Итак, Карелия. Сам по себе этот северный край настолько прекрасен, что даже не будь скальных массивов в регионе, дифирамбы были бы не менее восторженными. А здесь еще и гранитные урочища почти на каждом шагу, да такие протяженные и разнообразные (от 5-к до крепких 8с), что голова идет кругом и два-три дня лазания пролетают так незаметно, как и облака, ежечасно меняющие погоду над Хийтолой, Лахденпохьей, Лиетлахти…Да! Здесь карело-финского много, и не только в названиях.

Прежде всего, за душу цепляет первозданность и искренность природы. Воздух здесь настолько чистый, что с непривычки начинаешь задыхаться. Вода поразительно мягкая, но холодная и не столько прозрачная, как кажется издалека. Купались много раз, в разных озерах, как замкнутых, так и с притоками из Ладоги и чай кипятили, и даже борщ варили из этой воды и проблем никаких никогда не было с желудком, потому ответственно заявляю – проверено на себе.

Об обилии грибов, ягод и рыбы в водоемах говорят множественные “торговые точки” вдоль трассы в виде бабушек и неизменных табуреток с банками, лукошками и мешками. Классика жанра! Однако, можно и не поддерживать местных предпринимателей и спокойно насобирать самим.

Словом, Карелия – это уникальной и универсальное место для походов, отдыха на природе, рыбалки и, все-таки статья о скалах, – место для скалолазов всех уровней от новичков до профи. Здесь даже проходят соревнования, но об этом чуть позже, пока про логистику и бивуак.

Трасса Санкт-Петербург – Сортавала – новая, хорошая, скоростная трасса. До Приозерска (а это большая часть пути из 180 км.) даже в субботний утренний час-пик доехать можно за 1,5 часа. После, немного потолкавшись, дорога приведет к пограничному посту – въезду в Республику Карелия, а через 8 км. к правому повороту на п. Тиурула. После поворота с трассы надо сразу снова свернуть направо, через 50 м. пересечь деревянный мости по грунтовки и смело ехать почти до упора, пока слева не покажется скальный массив.

Если проехать до упора (несмотря на грозные надписи “Частная территория, проезд запрещен”), то окажетесь на берегу озера. Тропинка, уходящая вверх слева по склону, приведет Вас к нескольким полянкам, где можно обустроить лагерь. Если же все места там будут заняты, то не расстраивайтесь, вернитесь обратно к скалам и до их начала будет еще одна тропинка, уводящая вверх направо (если ехать по ходу от озера), там далеко от воды, но также есть места под палатки. Знаю, что местные жители, что построили свои дома напротив скалолазного сектора, сдают в аренду комнаты или площадки под палатки, но сам ни разу их услугами не пользовался.

Теперь о самом главном – о скалолазном секторе. У меня нет цели переписать путеводитель, изданный Овсянниковым Михаилом Викторовичем и Издательством “Любавич” в Санкт-Петербурге, издание 4-е, 2019 г. При поддержке многих скалолазов и, разумеется, не без помощи фотографов, я лишь хочу акцентировать внимание на некоторых маршрутах, которые запомнились и понравились мне и поделится дополнительной информацией.

Условно скалолазный сектор можно разделить на три части: Левая, Центральная, Правая и “За углом”. В этой статье я расскажу о нескольких маршрутах центральной, правой и “заугольной” части, т.к. уделял им сам и на занятиях с участниками больше всего времени. В целом, маршруты все понятные, линии гармоничные, пробиты хорошими анкерами, сделаны прочные станции. Скалы расчищены, рельеф прочный. Хотя полочки на уступах выше станций содержат мелкие камешки и гранитную крошку, а некоторые расщелины забиты грязью и песком, поэтому я бы рекомендовал все-таки заниматься в каске. Но тут каждый решает сам за себя.

Очень понравилось то, что линии маршрутов можно менять в процессе лазания, т.е. они расположены рядом и рельеф разнообразен, и если нет цели спортивно проходить конкретную линию, то можно в свое удовольствие выбирать, понижая или повышая категорию сложности, уходить по стене влево или вправо. Почти все станции расположены так, чтобы удобно было работать на 3-4 маршрутах с одной точки, хотя, иногда возникает неприятный маятник, точнее – его риск.

Есть несколько щелей, которые можно использовать под тренировку маршрутов “трэд” и прохождения на собственных точках страховки, но в основном, маршруты организованы для работы с нижней страховкой и часть подходит под работу с верхней.

Лучше всего приезжать в будние дни, тогда гарантировано вы будете одни (максимум еще 2 человека) и спокойно потренируетесь в свое удовольствие.

На выходных желающих полазить в разы больше, мне довелось видеть и 50 человек одновременно. Хотя, надо сказать, что все находят себе место, меняются и договариваются об очередности пролаза, и далеко не все скалолазы остаются с ночевкой и уезжают рано. Кроме того, в период белых ночей, можно лазить хоть до утра.

Сектор “За углом”
. Там всего две “официальных” трассы. Нуф-Нуф (6b) и Наф-Наф (6b+). По мне так там можно “наковырять” еще два интересных пролаза, при чем, один из них можно использовать для тренировки навыков работы с закладными элементами. Кроме того, наличие анкеров там не очень помогает проходить линию, поэтому страховаться лучше френдами, впрочем, смотря у кого какие цели.

Правая щель на верхнем фото. Иногда сыпет сверху мелким песочком с гранитной крошкой. Там простое 5-е лазание, даже, вероятно, 4-е. Но стоит чуть уйти левее и сразу попадаешь на маршрут Наф-Наф (6b+). Трещина по центру тоже проходится интересно, и можно еще совсем уходить на левый угол. Вся эта стенка лазательная, не высокая, порядка 12 метров. Можно подняться и спуститься пешком, только аккуратно, камни из-под ног летят именно вниз, на площадку, где всегда стоят люди.

Этот кусочек скального массива Хийтолы не пользуется большим спросом у сильных скалолазов, поэтому почти всегда свободен. Делать первые “шаги по вертикали” здесь очень комфортно и не сложно. Кроме того, из-за расположения этого участка, здесь почти всегда тень и прохлада. Комары и слепни это тоже знают, но все-таки, лучше в тени, чем на солнцепеке.

Самая интересная линия там слева, с хорошими расщелинами-зацепами. Нарисовал синим цветом. А вторая – вдоль линии спуска на фото, прямо вдоль веревки.

Сектор “Правый”
. Стоит только заглянуть за угол и обнаружить еще две хорошие “шестерки” (6а и 6а+). Одна называется Первенец, вторая – без названия. Начало у них бодрое, интересное, а дальше – просто по трещине вверх. Логистика очень ясная. Однако, есть еще одна линия, Эквилибрист (6а+), которая проходит чуть левее, под нависание. Хорошо пробита. Особенно, верхняя часть, оттяжки можно ставить очень часто.

Фото не очень удачное, поэтому, дам еще одну фотографию общего плана, на которой также отметил еще один маршрут “Слоник” (6а, 7с), и варианты его прохождения, в том числе, на собственных точках, которые мне понравились больше, чем классический вариант по описанию.

Итак, на фотографии выше обозначен желтой линией маршрут Эквилибрист (6а+), красной линией вариант “Слоника” с подъемом по внутреннему углу на первую “тумбу” и далее также на вторую”. Щель там хорошая, первая оттяжка от земли не очень удачно встает, поэтому пользовался собственной точкой на френде. Синий линией отметил трэдовый маршрут, очень приятное лазание, прекрасно встают френды, далее – развилка по вариантам (и слева, и справа есть станции), однако, если вешать верхнюю справа, то возникает довольно неприятный угол маятника.

Но все-таки, если отрабатывать “трэд”, то второй собирает железо и не поймает этот маятник. Конечно, в итоге это ни чистый “Слоник”, но для отработки на естественном рельефе навыков работы с закладными элементами очень даже неплох. Даю фото без линий, чтобы был понятен рельеф.

Сектор “Центральный”
. Впрочем, линия “Слоник” почти по центру, но не важно. Итак, маршрут “Блин” по классификации 6а, хотя мне лично показалось, что сложнее. Начинается довольно просто, пока не упрешься в нависание, карниз и вот тут основной ключик. Надо через плоский откол “блина” продолжить движение вверх.

Дальше опять же два варианта.Или на станцию слева, куда также приходит маршрут “Штопор” (6b), или правее, где станция под маршрут “Левый карниз” (6с, 7а). Дам картинку из гайдбука, прошу авторов не банить, это не перепечатка материала (25 – это “Блин”, 26 – это “Левый карниз”, 30 – это “Слоник”).

Пролезая “Блин” второй раз понял, что лучше не долезать до угла карниза, а уходить на линию влево раньше, там больше зацепов и угол проще вылезать.

Еще в Центральной часть массива есть маршрут “Трамвайные рельсы” (6с, 7b), через который можно построить интересную линию, удлинив маршрут и захватив часть маршрута “Бастион 1” (6b+). Итак, получается вот что…

Желтая линия – это начало маршрута “Трамвайные рельсы” и переход на “Бастион 1” с продолжением по зеленой линии до станции, но можно и упростить задачу, пролезть по желтой линии слева по очень простым полочкам, широкой трещине. Если же еще разнообразить маршрут, то начать его можно с правого угла, с маршрута “Бастион” (6а) и также перейти по хорошей полке до продолжения маршрута “Бастион 1”. Если же идти линию “Трамвайные рельсы”, то нужно уходить после выхода на “уступ” левее (т.е. после первой желтой линии на фото выше).

На этом фото выше обозначил путь на “Трамвайные рельсы” зеленым цветом. Там рельеф четко напоминает две рельсы – узкие трещины, по которым и надо ползти до станции. Там сложность в нависании и мизерах для ног, но оттяжки вставлять есть куда, поэтому даже при срыве пролет не большой будет. Еще раз, фото ниже – начало “Трамвайных рельс” – зеленая линия, а переход на “Бастион 1” – желтая.

В принципе, задача первая – выползти на небольшой уступ слева, куда уходит веревка на фото, а дальше – уже все логично.

Логично, потому как рельеф отрывается и далее или вверх левее – как по рельсам :))) или же вправо (обозначил синий линией) по характерной полке и далее выше – “Бастион 1”. Выбор ухода до щели перед станцией или зеленая линия (проще) или желтая (сложнее).

Что касается снаряжения. Тут все просто. Если Ваша цель – это проложенные маршруты, то 12-15 оттяжек хватит с головой. Если же нужны вспомогательные точки, то френды от средних до маленьких там прекрасно ложатся. Усилить станции, если работать с верхней – пару карабинов не помешает. Я еще делал собственные станции: деревья, рельеф, штатные анкера в помощь, поэтому брал петли разные. Спусковое и гри-гри, жумар на случай экстренного подъема или спасработ, ну и магнезию :))) Веревки 50 м. хватает везде.