Блог

Разведка Аладаглар

Горы с некоторых пор стали не только увлечением, но и работой для меня. И как ни странно, для себя и для самостоятельных поездок в горы стало оставаться все меньше времени. Но вот тут все сложилось, и я решил разведать для себя новый район: Турцию и горный массив Аладаглар (Таврские горы), - горный район, примыкающий к вершине Демирказик. На гору мы не собирались – нам был интересен сам район, и мы нашли в интернете трек вокруг Демирказика и решили ехать.

Я летел из Краснодара, Леша из Одессы – мы встречаемся в Стамбуле на азиатском берегу на пристани Кадикой 11 мая в 7 утра. Далее решили ехать автостопом до места, пройти трек дней за 5; затем я улетал через Кайсери на Стамбул и домой в Питер, а Леша планировал остаться. Это планы. А вот как все было в реальности.

Да замечу, что мы изучили трек: 65 км, максимальный набор высоты 3600 м., написано, что «сложно», но это же сложно для европейских треккеров – т.е. для расслабленных буржуев….).

Реальность, или как все было.

Вылетев из Краснодара вечером, я к часу ночи был уже в стамбульском аэропорту Аттатюрка (это западная часть Стамбула – европейская). Встреча у нас в 6-7 утра на причале Кадикой в азиатской части. Я вышел из здания аэропорта и стал искать метро или автобус: метро закрыто до 6 утра. Автобус тоже не ходит. Пришлось брать такси до пристани Еминену, чтобы переправится на тот берег. Таксист уверял, что паром ходит ночью. Обманул. В итоге я стою в 2 часа ночи на пустой пристани и понимаю, что раньше 6 утра парома не будет. В реальности паром был только в 7:30.

Съел местную шаверму с рыбой, посидел на скамеечке. Холодно и хочется спать. Нашел на мое счастье открытую кофейню, где и просидел до 6 утра. Далее все шло по плану: мы встретились, выехали из Стамбула на автобусе, встали на трассу и к обеду доехали до Анкары. В Анкаре мы оказались прямо у автовокзала, поэтому решили дальше ехать автобусом и заночевать в местечке Гореме в центре Каппадокии. Переночевали в хостеле, позавтракали и снова в путь.
День 1.

План был такой: мы доезжаем до места, сгружаем лишние вещи в кемпинг или пансион, еще раз смотрим на карты и выдвигаемся в горы. А сгружать было что: ноутбук, сменная чистая одежда, книжки и прочие атрибуты цивилизации. Но доехав к обеду до места, мы уже шли наверх в поисках кемпинга, когда проходящий грузовик предложил нас подкинуть. Мы сели в кузов, и он лихо просвистел мимо деревни и привез нас на площадку Первого базового лагеря, где стояли автобусы с туристами и на полянке гиды раскладывали палатки для буржуев. Никаких домиков, администрации и вообще ничего, где можно было бы оставить вещи. Зато мы сократили километров 6-7 скучного подъема по дороге. Дальше уже выход на тропу.

Мы перекусили и решили идти так. За оставшееся у нас полдня мы планировали пройти участок трека равный одному дню. (Надо отметить, что мы шли в противоход треку - и, как оказалось потом, вполне разумно). Вышли на хорошую тропу, и пошли наверх. Быстро вышли из зоны леса и начали траверсировать склон. Нашли пару источников и места для стоянок. В месте указанном как лагерь 5-го дня, нашли источник, но место само не понравилось: перевальная точка, на семи ветрах, и вдобавок на нас садилось облако. Решили идти дальше. Вода у нас была, и мы не беспокоились об этом. Часам к семи вечера прошли еще километра три, и вышли на укрытую скалами площадку. Дальше шел спуск в туман, темнело, и мы решили поставить первый лагерь. Без воды. У нас было набрано 2,5 литра. На одну ночевку хватало. Высота 2500 м. н.у.м.

День 2.

Переночевали без происшествий. Утром в 6 утра встали, позавтракали гречей, допили всю воду и легко нашли тропу, с которой сбились вчера в тумане. Но тут нас ждало первое происшествие: я шел первым и, не рассчитав глубину снега на снежном пятне, наступил на его край и разом провалился по пояс; в результате чего нагрузил застрявшую там же палку и она с легкостью сломалась. (Чудесные суперлегкие палки BD Z pole! Как вы легки и прекрасны на пеших тропах Краснодарского края, и как легко ломаетесь под моим весом тут!) Но это не все. Край снежного пятна был подтаявший и рыхлый, а его основная часть оказалась на удивление плотной и я, будучи без кошек, с одной палкой… да! Встал на него и прекрасно поехал вниз. Уклон был не большой, снегу было метров 20, да и я был одет, но тормозил я уже на камнях – а это не приятно.

Спустившись вниз метров на сто, мы нашли русло реки и облагороженный источник. Тут мы умылись, набрали воды и двинулись вверх по ущелью по направлению к перевалу.

Начиная с 2600 м. начал появляться снег. На снегу часто были видны следы предыдущей группы. По моим предположениям это была группа из трех харьковчан, которых встретил на пароме в Стамбуле. Они как раз возвращались из этих мест. Говорили о большом количестве снега. Это начало подтверждаться. Снег был старый, перемороженный.

На высоте около 3000 м. стало чувствоваться солнце – мы намазались. Но как показал итог или поздно или мало! Сгорели мы оба. Часам к 11 подошли под перевал. Перед нами открылись скальные ворота шириною метров в сто и высотой почти отвесных стенок более ста пятидесяти. Решили перекусить. Натопили воды из свежего снега. Да, забыл сказать, на высоте 2500 ночью был дождь. Тут на 3200 был пятисантиметровый слой чистого свежего снега. Весь перевал за редкими пятнами каменных выходов был в свежем снегу. Правая часть, по которой изначально (по треку) шла тропа, была сильно засыпана снегом и лавиноопасна. Решили идти не траверсами, а в лоб, немного забирая к левой части, где виднелись выходы камней. К 12 часам снег раскис и стал проваливаться. Толщина снежного покрова местами превышала метр. Кое-где еще можно было идти по смерзшемуся фирну, покрытому свежим слоем снега. Было очень солнечно, тепло и снег активно размокал. Мои гамаши не спасали. Леша вообще был без гамаш и без очков. Я начал опасаться за его глаза. Ноги промокли сразу.

Через полтора часа вышли на перевал Селикбудуран. Сложили турик, оставили бумажку. Сделали фото. С перевала легко ходится вершина Эмлер – около 3700 м. Высота перевала 3465 м. Мы на вершину не пошли, т.к. было много снегу, и путь наверх представлялся понятным, но отнял бы много времени и сил в связи с большим количеством раскисшего снега на склонах. Решили спускаться в сторону плато Едигель. Часам к четырем подошли к первому озеру. Очень хотелось есть. Сначала решили поесть, а потом, увидев надвигающуюся тучу, решили поставить лагерь. До места указанной стоянки день 3 трека не дошли метров 600. Встали на каменистой перемычке между двух озер. Набрали воду в полузамерзшем озере, и засели в палатку. Ноги были мокрые, начинался снег и сильный ветер. Резко холодало. Решили поесть и поспать. Затем еще раз поесть и снова поспать до утра. Часов в 18 встали, набрали еще воды на утро, не спеша поужинали и легли спать.

День 3. (самый насыщенный)

Ночью шел снег, и температура опустилась ниже нуля. Молния палатки примерзла и не открывалась. Вылезли из палатки и увидели, что все выходы камней, в том числе и тот, на котором мы стояли, были покрыты слоем свежего снега. Следы предшествующей группы, которые так хорошо были видны вчера, почти не просматривались.

Утро выдалось солнечным. Температура стала расти. Решено было быстро собраться и идти, пока снег не раскис. Нам предстоял еще один перевал. И он был не легче первого. Я все больше опасался за глаза Леши. Он сделал себе из платка (баф) подобие хобота на лицо и тем немного спасался от солнца.

Часам к десяти подошли под перевал. Названия мы не нашли. Выглядел он угрожающе: резкий влет – около 40 градусов, затем поворот на снежный карниз и затем снова взлет. Вариантов обхода не было. Следы шли прямо. Заглотив по ириске, мы тихо поползли наверх. Снег был плотный и проваливался редко. Можно было сделать примерно 10-15 шагов очень аккуратно по смёрзшемуся фирну, но все-таки потом он проваливался. И приходилось снова выбираться из ямы и все по новой. За первым взлетом и карнизом нас ждал еще взлет. Уже менее крутой, но очень тягучий. На нем нашли следы тропы. Вышли на плато. Нашли турик. Турик оказался ложным – до перевала было еще метров 500 около 50 метров набора. На перевале были около 12. Солнце пекло и нужно было быстро спускаться т.к. снег грозил раскиснуть и мы бы просто утонули в этой мокрой каше.

Начало спуска было быстрым и понятным. Я видел тропу снизу и побежал. Леша шел медленнее. Видимо устал. Да и ожег лица и глаз все нарастал, что не придавало сил.

Через час – полтора спуска вышли на чистую от снега поляну к озеру. Высота 3100 метров. Решили пообедать и передохнуть. На ярком солнышке разложили мокрые вещи. За время обеда они высохли. Чтобы промокнуть сразу снова!

Пообедав, сил у нас явно прибавилось. НО! Нас ждал снова подъем. Это было неожиданно. Погода начала портится. Мы сели в облако. Шли по треку. Вышли к следующему озеру, однако обошли его не с той стороны и немного сбились с трека. Почти со всех сторон нас окружали высокие пики и очень крутые лавиноопасные склоны. Если нам туда, то это жопа! Я стал искать место под лагерь, чтобы начать подъем поутру, когда все подмерзнет. Но великая магия ГПС! Наш путь был не туда. Туман чуть рассеялся, и мы увидели проход на плато, за которым должен был начаться спуск. Начали двигаться по плато, видимость ухудшалась. Через час было видно метров на 15. Шли медленно, в глубоком и рыхлом мокром снегу, постоянно сверяясь с треком. Не было видно ни спусков, ни стен – одно молоко. Так прошли еще часа полтора. Мы приближались к месту лагеря Дня 2 по треку. Однако желания вставать в этот мокрый снег в тумане не было никакого. Решили спускаться дальше и срезать изгиб трека. Местами склоны обрывались резко вниз. Мы их удачно обходили. Состояние снега все ухудшалось – он превратился в мокрую кашу. Но именно за счет этой мокрой каши мы могли идти почти везде и без кошек и спокойно спускаться и траверсировать очень крутые склоны, которые при холодной погоде или без снега, не сулили бы нам ровно ничего утешительного.

Еще через час спуска я увидел в рассеянном тумане плато. Уже почти без снега. Я почти побежал. Спуск был очень крутым, и я чудом не падал. Добежав до первой сухой полянки, я стал ждать Лешу. Мы почти вышли из зоны снега. Это радовало. Вскоре показалась и дорога.

Мы решили уже не останавливаться и дойти сегодня донизу. Это примерно километров 15, НО по дороге и вниз, а главное к теплу и цивилизации, идти было легко. Первый базовый лагерь был необитаем и подъезды к нему на дороге были засыпаны снегом. Тут были и полянки, и вода, но мы даже не остановились и шли дальше. Начинался дождь, и не было никакого желания проводить еще одну мокрую ночь в горах.

Три часа ходьбы по дороге и мы попадаем их темных туманных и холодных гор в солнечную долину, где уже лето. Перед самым поселком Чакурбак нас настигает машина местных егерей и берет с нас денег за посещение нацпарка по 3,5 лиры в день итого 14 лир. Не дорого, но обидно, что мы то уже почти вышли. Однако машина вскоре возвращается и подвозит нас около километра по дороге. За это я им простил и билеты.

В Чакурбаке остановится негде, и мы идем еще 3,5 километра в поселок Демирказик. Это уже утомительно все топать по дороге и никуда так и не приди. Но вот и поселок и огромный дом – что то типа гостиницы. Выглядит как Отель в горах. Хотя вокруг уже поля и травка. Нам показалось дорого. Мы идем дальше. Находим в поселке пансион и становимся его единственными посетителями. Все! Мы вышли.

Что сказать в итоге: что было трудно, что мы не ожидали такого количества снега и таких погодных условий. Да мы почти бежали. Мы не останавливались ничего посмотреть. Но трек, описанный как трудный, из расчета пяти дней мы прошли за два с половиной и силы еще остались. И прошли его так и не сбросив весь наш лишний груз. Так, что каждый вечер в палатке мы как буржуи сидели с ноутбуком.

Перевалов, которых на карте было около четырех - пяти, в реальности, серьезных только два. По условиям середины мая их можно охарактеризовать как снежно осыпные, местами ледовые. Категория ориентировочно 2б. На плато Едигель в мае стоять можно, но все озера или замерзшие или покрытые мокрым снегом. Открытой воды нет. Холодно. Зато мы там были одни. Пейзажи красивые. Восхождение на вершину г. Демирказик по восточному отрогу с плато Едигель возможно. Категория трудности ориентировочно 3б (альпинистская). Другие склоны горы крутые со скальными стенами.

Общая сложность маршрута может быть около 2 к.с. но для похода не хватает километража и длительности. Да это и не было нашей задачей.

Разведка удалась. Даже быстрее чем планировали. Так что еще осталось время поматрасить.
День 4.

Из Демирказика мы достаточно быстро уехали обратно в Гореме, где остались на несколько дней предаваться праздности и сытости. Там и прошли День 5, 6, 7, 8. Все-таки много в нас животного.