Блог

Отчет о восхождении на Монблан

Отчет о восхождении на Монблан, проведенном под моим руководством в июне 2018 года.

Андрей Бушля

Я альпинист. За звездочками, за разрядами и славой давно не гоняюсь, немного хожу для себя, больше вожу по работе.
Монблан гора особенная: это первооснова всего альпинизма, горного туризма; да и просто самая известная гора Европы. Так сказать попса, но хорошая, как Битлы.
Поэтому мысль взойти на Монблан была давно, но без навязчивости, без внутреннего трепета, без лихорадочной подготовки. Просто так: «Надо бы сходить, гора знаковая, интересная».

Первый подход был еще в 2011 году. Но то был декабрь, не было погоды, ясности по времени и по всему. Потропили снежок чуть выше станции канатной дороги Bellevue (Бельвю) и развернулись. Это было правильно. В тот год зимой было очень много снега.

Станция Bellevue декабрь 2011

В 2014 году тоже собирались пойти на гору после TMB (Tour du Montblanc)- трекинга вокруг Монблана, но семейные дела вернули меня срочно в Питер. Опять не пошло. Даже не подошли.
А мысль все зрела, копился опыт. И вот зимою 2018 все начало складываться, я опять собрался на Монблан, меня нашли двое ребят из Москвы, которым нужен был гид, и мы наметили восхождение на июнь. Это не самое пиковое время, но уже вполне подходящее для успешного восхождения.
Мне нужно было пройти маршрут до них чтобы быть уверенным во всех нюансах, особенно связанных с работой приютов и проживанием. На мой призыв сходитm разведку откликнулись двое хороших ребят Миша и Рома, которые уже ходили со мной на Белуху и вполне представляли мой стиль и происходящее в горах.

Небольшая справка о Горе, маршрутах и методах восхождения на Монблан.

Гора Монблан (Mont blanc, Monte Bianco) – 4810 метров над уровнем моря, представляет собою возвышение на гребне, проходящем по границе Франции и Италии, район Верхняя Савоя Франция.
На гору проложено более десятка известных ниток маршрутов как с французской, так и итальянской стороны. Маршруты с французской стороны обычно проще и считаются классическими, со стороны Италии массив Монблана обрывается крутыми скалами и достаточно сложен.
Существует два основных классических маршрута восхождения на вершину: через приют Космик (Cosmiques) и приют Гуте (Gouter).
Маршрут через Космик начинается прямо из центра Шамони. На канатной дороге из Шамони можно подняться на 3840 метров Aiguille de Midi, оттуда спуск к приюту Космик. Это начало маршрута. Маршрут представляет собою траверс трех вершин: Mont Blanc du Tacul, Mont Maudit, Mont Blanc. Маршрут не очень сложный, но протяженный, с большим количеством снега, и опасностью трещин и лавин. В чем-то, наверное, похож на маршрут «по подушкам» на Белуху если считать маршрут от Томских стоянок.
Маршрут через Гуте является самым популярным, по многим причинам: он самый короткий из классических, по пути подъема построены два шикарных приюта – Тет Руз и Гуте, где ночует большинство европейских восходителей, на маршруте очень низкая лавиноопасность, и он идется почти в любую погоду. Но есть трудности в виде Большого кулуара, который камнеопасен и большого количества народа в пиковый сезон июль – август.

Схема маршрута через Гуте и высотный профиль:

Объективно самой технически сложной частью маршрута через Гуте является переход от приюта Тет Руз до приюта Гуте. Он представляет собою крутой скальный гребень общим уклоном 45-50 градусов, вдоль него проходит большой кулуар, который в теплое время достаточно камнеопасен. Часть скал провешена страховочными тросами, кулуар тоже пересекает трос, но он может быть использован лишь в зимнее время – летом он находится на высоте 2-3 метра над уровнем склона и не может быть использован для страховки. Кулуар пересекается в нижней части, что создает серьезную опасность.

Техническое описание маршрута через Гуте.
Маршрут через Гуте обычно начинается из поселка Les Houches (Лезуш) 1050 м. На канатной дороге можно подняться на станцию Bellevue 1798 м. и там пересесть на TMB Трамвай Монблан, который поднимает людей от станции La Faet 580 м. до станции Le Nid d’Aigle (Орлиное гнездо) 2310 м. Далее тропа идет по камням и снегу (в зависимости т сезона) мимо хижины Rognes на несложный скальный гребень, или в обход него по снежному склону, с выходом на ледник у приюта Тет Руз. Чуть выше приюта по дороге к гребню, ведущему на Гуте располагается палаточный лагерь. Выше этого места 3200 м. палатки ставить запрещено. Там даже стоит что-то типа полицейской будки.
Сразу за ледником начинается подъем на скальный гребень, ведущий к приюту Гуте. При переходе с левого на правый гребень нужно пересечь Большой кулуар, его Французы даже называют Кулуаром смерти! Скалы вокруг сильно разрушенные, в кулуаре лежит снег или течет вода, и как следствие часты камнепады, особенно в теплое время, когда камни теряют связь с основанием и сыплются вниз, влекомые водою. Порой там прям таки речка течет. Кулуар проходится поперек в самом убойном месте – внизу. Ширина кулуара в этом месте около 50 метров. Опасный участок метров 20. Через кулуар натянут трос, но он в летнее время висит в 2-3 метрах над склоном и бесполезен. Далее идет достаточно крутой скальный гребень, который выводит прямо под старый приют Гуте. Гребень частично провешен страховочными тросами, за которые можно браться руками, или даже, в случае необходимости, пристегнуться.
Старый приют Гуте не работает, от него нужно пройти по гребню еще метров 200 до нового приюта, который выглядит как летающая тарелка, присевшая на краешек склона.
От приюта идет несложная тропа по закрытому леднику до вершины Гюте (Dome du Guter) и аварийной хижины Вало (Vallot). От хижины начинается подъем на гребень средней крутизны, который через две маленькие вершинки выводит на вершину Монблана. Сама вершина никак не обозначена. (Никаких штанг и памятников Ленину не стоит). Далее топа уходит на маршрут Космик. Спуск по пути подъема, или через Космик.
Европейцы обычно идут на гору с ночевками в приютах. Это гораздо проще, но стоит денег. Да и все места в приютах обычно уже в начале сезона забронированы местными гидами до конца сезона. Можно идти с палаткой.

Как все было.
Итак, 14 июня, мы встречаемся вечером в Шамони. У нас было 5 дней. Это достаточно мало для программы акклиматизации и подготовки, но ребята уже были в этом гору в горах, мы были уже схожены, и погода обещала быть хорошей.
Перед любой серьезной горой нужна подготовка и акклиматизация. А так как времени у нас не было, и мы собирались идти в чистом стиле без приютов, то я принял решение в качестве акклиматизационного выхода отнести часть вещей на приют Тет Руз и разбить там лагерь в первый день. Поэтому сразу утром 15 июня мы нагрузились поклажей (бивак, продукты, часть снаряги) и стартанули из нашего приятного лоджа, о котором речь чуть ниже.

На автобусе мы доехали до поселка Лезуш, там закупили еды и воды, так как воды наверху нет, в приюте она стоит 7 евро за бутылку, а топить снег не всегда есть время. И пошли на подъемник. Но..! он был закрыт.

«Приходите завтра, завтра все будет работать».
Пришлось топать вверх своими ногами до станции Бельвю. В надежде хоть там сесть на трамвай. Это отняло три часа.
На станции трамвая были люди, это вселяло надежду. Висело расписание. Но..! приехала рабочая дрезина, и нам сказали… вы сами понимаете что: «Приходите завтра, завтра все будет работать».
Мы перекусили, взвалили рюкзаки на плечи и затопали по тропинке вдоль линии трамвая. Я утешал себя мыслью, что в 2011 году я тут уже тропил по колено в снегу, а сейчас идем по хорошей тропе, вокруг травка зеленеет. После следующей станции Mont Lachat мы увидели рабочих и дрезину, они натягивали новые провода. Дальше дорога была вообще разобрана, частично были сняты опоры проводов, на входя в туннель перед последней станцией стоял трактор и пути заканчивались. Было ясно, что завтра сюда тоже никто не приедет. Станция Nid d’Aigle тоже была закрыта. Всюду были следы строительства. Этот участок пути до 2370 м. отнял еще часа два.
Мы перекусили и пошли дальше. Нам предстояло набрать еще 900 метров, а сил было уже не много. Уже начался снег, местами мы выходили на моренные гребни. К пяти часам вечера на высоте примерно 2600 м я уже понимал, что ребята выдохлись, что таким темпом мы не успеем дойти до 3200, и тем более вернутся обратно. Выйдя на более-менее плоский моренный гребень, я стал искать место для стоянки. Точнее, место где временно оставить палатку с вещами до завтра, чтобы завтра как-то с новой партией груза это все переместить на Тет Руз.
Но в этот раз боги и Св. Бернар покровитель альпинистов были к нам благосклонны и в просветах тумана мы увидели хижину. Мы подошли к ней – это был старый приют Rognes 2790 м, который был не так давно восстановлен и сейчас открыт для посещения без персонала. Мы скинули все наши вещи на лежак и с совершенно невесомыми рюкзаками очень довольные начали спуск вниз. Вниз мы сбежали за два с половиной часа. И тут де прямо у закрытого подъемника, от которого начали подъем утром, вышли на старинный ресторанчик.
-По пиву?
- Конечно!
И только когда мы сели и сняли обувь, я понял, как мы устали, и что сегодня мы уже никуда не пойдем. Мы едим здесь, а дальше как-нибудь добраться до нашего лоджа и спать.
Добрались мы уже на такси. Рома ушел в душ, а у нас с Мишей еще хватило сил на сауну и джакузи. (Да, я люблю это место. Сауна и джакузи после нагрузки – это самое то, что нужно!)
Следующие полдня мы погуляли по центру Шамони, купили газ, поели по-человечески, и снова пошли наверх. На этот раз подъемник уже работал, и до 1800 мы доехали за пять минут. Правда трамвая мы так и не дождались, но ту одну остановку, что он бы нас подвез, мы прошли за полчаса. Дальше мы дошли до хижины Рогне, забрали часть вещей и по скальному гребню поднялись на Тет Руз. На приюте мы были уже часам к 8. Устали, но не так как вчера. Мест у нас не было забронировано, но мы все-таки решили узнать. Я спросил у девушки администратора про возможность остаться на приюте. Нам попеняли, что мы не бронировали, но на одну ночь места нашлись. И мы улеглись спать в приюте, в комнате Mt. Asgard.
Утром мы поставили палатку, быстро сходили за вещами и обосновались в лагере. Впереди был день отдыха. На следующий день мы никуда не ходили, а рано легли спать, чтобы выйти в полночь наверх. Но в 11 вечера, когда я выглянул из палатки был сплошной туман, очень тепло и дико хотелось спать. Все мне говорило: поспим еще часик. Так я и сделал. Приятно принимать приятные решения и не нести за них ответственность. Это мое восхождение, как хочу, так и иду.
В 12 мы все-таки встали, поели и к часу ночи вышли в сторону гребня Гюте. Погода налаживалась. Даже немного подморозило. Идти было легко. Кулуар спал, и мы прошли его без помех. Затем началось блуждание и лазанье по скальному гребню. Тросы висят не везде, троп много, местами снег, а маркировка старая и в ночи не видна. В целом путь очевиден – по гребню вверх, но все детали канонического пути нам в ночи были не известны. Подъем составил три часа.
До приюта Гюте мы дошли к четырем часам.
Зашли внутрь, посидели в раздевалке. Там тепло и есть скамейки. Можно даже поспать. Так как все, кто идет с Гюте стартуют в 2-3 ночи, то к четырем там тихо и спокойно. Мы перекусили, отдохнули и с первыми проблесками света около 5 утра вышли наверх.
За счет того, что это было начало сезона, снегу было еще много и все трещины были засыпаны. Ночью приморозило и мы до перемычки Гюте шли как по асфальту, без связок и кошек. У Хижины Вало мы связались, надели кошки и по очень хорошей тропе пошли на предвершинный гребень. На гребне был достаточно сильный ветер, но в целом было идти легко. Немного выматывает хождение вверх-вниз по трем маленьким вершинкам, но к десяти утра мы были уже на верху. Вершина вообще никак не обозначена. Это достаточно удивительно для нас, привыкших видеть кучи всякого железа и флажков с колокольчиками на наших и других вершинах. Тут только снег. Экологично! Как обычно, делать там особо нечего, зачем шли – непонятно. И мы пошли вниз.

На подходе к хижине Вало рома стал идти плохо, и мы решили остановится внутри аварийного приюта, чтобы без ветра посидеть отдохнуть и доесть остатки перекуса. Там мы провели около часа. Дальнейший спуск к приюту Гюте не составил труда. Снег начал топится уже на самом подходе к приюту часа в два дня.
Приют Гюте – как космический корабль: внизу грузовой отсек м ледорубами и кошками, в центре космическая столовая с едой по соответственным ценам, наверху общие спальни. Койко-место стоит 85 евро. Все сделано очень качественно и хорошо. Мы поели, посидели, посмотрели на свои красные рожи, и пошли дальше вниз.
Спуск по скальному гребню был не прост и отнял практически столько же времени, как и подъем в ночи. Но мы были уже внизу, и вознаградили себя за это пивом на приюте Тет Руз.
На следующее утро мы оставили лагерь для следующих, и собрав немногие вещи пошли вниз. Мы как раз успели на трамвай на станции Mont Lachat и, выпив по кофе перед подъемником быстро спустились на нем вниз. Общее время спуска с Тет Руз составило около 3 часов.
Ко мне через день приехали двое ребят из Москвы, Сергей и Игорь, с которыми мы списывались еще зимою. Мы все вместе отметили наше первое восхождение, а на следующий день сходили акклиматизационный выход на массив Brevent что на противоположной стороне долины. Набор высоты составил 1000 метров, но на спуске у Сергея повредилась связка на левой ноге, что доставило нам потом много хлопот.
В этот раз подъем был не так тяжел: первые 700 метров мы преодолели на канатке, правда трамвай не ходил, но мы были еще свежие. Сергей шел плохо. Но к раннему вечеру мы дошли до Тет Руз и обосновались там на три дня. Связки не позволяли Сергею идти на следующий день, и мы решили использовать запасной день для отдыха и лечения.
25 июня в полночь мы вышли на восхождение, достаточно быстро прошли скальный гребень и к 2:45 были уже на Гюте. Там мы даже сумели вздремнуть полчаса, поели, и с первым светом пошли дальше. Шли в кошках, но без связок, состояние снега и тропы было очень хорошим. Все трещины были заморожены.
На аварийной хижине Вало мы сделали отдых, так как Сергей уже шел совсем плохо. Да и Игорь не летел. После отдыха приняли решение идти дальше, но ориентироваться по обстановке. Дул очень сильный ветер. Некоторые группы дальше не пошли.
Путь от Вало до вершины можно назвать медленным и мучительным ползком, ибо мы шли 10-15 шагов и стояли по две-три минуты. Сначала я хотел их развернуть. Это же не 7000 чтобы так идти!;
Но мы были все ближе к вершине, и я решил, что парни смогут, что они должны взойти наверх. Около 10:30 мы были наверху. Я сделал фото с клубным флагом, а потом они устроили целую фотосессию с флагами различных компаний, которые им надавали в дорогу. Я немного поругался. Но делать было нечего.
Пошли вниз. Тут то нога Сергея совсем отказала. На Вало пришлось делать длительный отдых. Я предложил укол – он отказался. Игорь тоже очень устал, но быстро восстановился и дальше пошел хорошо. Мы медленно начали спускаться. Но нога не шла. Мы уже и несли его, и он ехал на попе, но все очень медленно. Тогда я решил колот кетонал прямо тут. Это помогло. Мы дошли до Гюте. Полтора часа отдыха, обед за неразумные деньги, и мы снова в раздевалке. Я вколол Сергею еще одну ампулу кетонала, и мы достаточно хорошо прошли скальный гребень.
Только на выходе из кулуара его отпустил анальгетик, и нога высказала все, что она пережила за день. Последние метров 500 до лагеря Сергей шел очень плохо. Колоть его в третий раз я уже не стал. Надо было просто отдыхать. Традиционное пиво в Тет Руз и отдых.
Наутро мы собрали нашу палатку, которую уже успели окружить толпы славян: ты были и русские, и украинцы, и поляки, и чехи. Казалось, вся восточная Европа пошла на Монблан по нашим следам. В предыдущий заход мы выкопали ямку в камнях, откуда днем с ледника бежала вода. Теперь наш родник стал местом паломничества всего славянского лагеря. Семь евро – это семь евро!
Когда я утром собрался сделать еще один укол Сергею, я понял, что в аварийной аптечке кончились шприцы. Пришлось вытряхивать содержимое ампулы под язык.
До станции трамвая мы дошли хорошо, но... Трамвай не пришел. И только когда мы уже подошли к Бельвю, от тихо поехал наверх. Но мы уже шли на подъемник, еще 10 минут и мы внизу. Пиво обед и домой в наш уютный лодж, где всегда есть еда, сауна и джакузи; и даже если ты ничего не бронировал, можно поспать на диванчиках или в гамаках на улице. Нам повезло – и места были.
Мы сходили в магазин и отличным ужином отметили наше восхождение. Потом все разъехались, и я уже ужинал один.