Блог

Маршрут три Кирхи – история, природа и архитектура.

Очень важно понять, что архитектор, создавая главную архитектурную доминанту определенного населенного пункта (центра прихода) тогдашней Финляндии, должен был получить одобрение своего проекта у прихода церкви, в который фактически входили все жители данного населенного пункта и окрестностей. И таким образом, кирха отражает представление местных жителей о прекрасном и духовном. Поэтому понятно и отрадно, что эти величественные сооружения вызывают уважение и желание сделать все возможное для их сохранения для будущих поколений людей.


Маршрут “Три кирхи” мы начинаем с железнодорожной станции Кузнечное и заканчиваем у железнодорожного вокзала в Приозерске. Для велопутешественников время прохождения маршрута составит 7,5-8 ч.


Водные туристы могут пройти из Приозерска до Мельниково по Вуоксе и таким образом осмотреть две кирхи - Кякисялми и Ряйсяля.
Вы прибыли на станцию Кузнечное. Окрестности поселка необыкновенно живописны. В июле 1858 года здесь побывал Александр Дюма-отец. По словам французского писателя, эти места, с их «гранитными скалами с очертаниями самыми фантастическими», напомнили ему пейзажи «самого гористого из каньонов Швейцарии». И сегодня эти причудливые скалы, нависающие над прозрачной водой узких заливов, высокие лесистые холмы и побережье Ладоги привлекают любителей активного отдыха на лоне завораживающе красивой природы.

Благодаря гранитным скалам поселок Кузнечное рос и развивался. Гранит из местных карьеров использован для постройки и облицовки мостов и набережных Санкт-Петербурга, возведения постаментов для памятников во многих городах России, а также Румынии, Германии и Монголии. С 1948 по 1949 год эта станция носила название Гранитная.

А еще раньше здешняя деревня называлась Каарлахти, что в переводе с карельского – Изогнутый залив. Возможно, именно здесь около 1208 года произошло грандиозное сражение с участием конунгов Швеции и Гардарики, которое описывал датский хронист Саксон Грамматик.

Еще больше об истории этих мест с древнейших времен и до наших дней вы можете узнать в краеведческом музее «Хутор Милка», который находится в 1 км от станции Кузнечное по ходу маршрута и направо от указателя.

Одна из древнекарельских крепостей – Линнамяки (Крепостной холм) находилась в 2 км от ст. Кузнечное по ходу движения маршрута в районе поселка Богатыри у впадения реки Бегуновки в Рыбачий залив. Сейчас от нее сохранились три насыпи из камней и вымостка П-образной формы.

А мы продолжаем наше движение. До следующей остановки маршрута – Кирха Каукола в пос. Севастьяново - расстояние от станции Кузнечное составляет 10 км.

Карельский перешеек часто переходил «из рук в руки», административные границы менялись. В Шведские, а затем финские времена господствующей религией являлось лютеранство, а территория делилась на волости (коммуны), которые одновременно являлись религиозной общиной – приходом. В центре волости строилась кирха, куда съезжались прихожане со всей общины. Именовалась кирха по названию волости-прихода, например, нынешний поселок Севастьяново был центром волости Каукола, и местный храм называется – Кирха Каукола (Kaukolan Kirkko) или по покровителю – Церковь Святого Иоанна.

Кирха Каукола



Первое упоминание о поселении и церкви Каукола (будущей церкви Святого Иоанна) в нынешнем поселке Севастьяново относятся к первой половине 16 века.

По мере переселения людей в эти места, здесь была образована коммуна, и в самом центре этого района, в местечке «Мункисалми», (в переводе с финского «монашеский пролив»), было построено церковное здание. Эти события произошли в начале 1640-х годов, и именно тогда поселок получил свое окончательное название Каукола (от имени собственного Кауко).

Со временем первое здание кирхи здание обветшало, и в 1688 году народ поселения Каукола обратился к епископу города Выборга, в епархию которого и входил приход церкви Каукола, с призывом о помощи, на что вскоре последовал Указ о строительстве новой церкви, которое было завершено в 1692 году.

Во время Северной войны в начале 1700-х годов церковь была разрушена, и в 1751 году была построена новая церковь, названная именем Святого Юханнеса (в переводе с финского - Святого Иоанна).

В июне 1932 года, накануне праздника «Юханнес» (Иоаннов день) душевнобольной человек поджег деревянный 180-летний храм. Силами прихожан из огня удалось спасти лишь колокол. Впоследствии именно страховка на случай пожара, полученная в то время, и позволила начать строительство пятой по счету, уже каменной церкви.

Храм был построен в предельно короткие сроки, и строился что называется «Всем миром», практически каждый житель Каукола и хуторянин принял участие в строительстве.

Уже через год, 3 сентября 1933 года нынешнее здание церкви Святого Иоанна было открыто и освящено, в нем состоялось первое богослужение.

Церковь была построена по проекту архитектора Пааво Бъерка, и по своим объемам и вместимости была значительно больше сгоревшей.

Она была построена из красного кирпича, а форма здания, его внутренняя отделка отличались особой торжественностью, при этом огромный сводчатый потолок создавал великолепную акустику.

Большие, пропускающие много дневного света окна, широкий балкон, и высокая монументальная башня-колокольня, строго симметричные боковые притворы, круглый огромных размеров мозаичный витраж, который в ночное время был как маяк - ночной ориентир для запоздалых путников, видимый и узнаваемый издалека - все это привлекало в Каукола и новый храм множество верующих. 

7 августа 1941 года артиллерийским ударом прямой наводкой церковная колокольня с крестом была разрушена (в 1941-1944 финнами построена временная и ныне сохранившаяся колокольня на 6 метров ниже прежней).

После окончательной передачи этих территорий Советскому Союзу в 1944 году, все церковное оборудование храма подверглось демонтажу, а само церковное здание длительное время использовалось, как производственно-хозяйственное помещение.

В период 1980-х годов здание было заброшено и разрушалось. Было демонтировано и разворовано все, что имело хоть какую-либо ценность.

В начале 1990-х годов прошлого века силами руководителей местного совхоза и бывшими финскими жителями делались попытки сохранить здание, но в результате оконные заполнения, которые в то время удалось изготовить и даже установить, а также часть кровли вновь были разрушены и разворованы, а здание подверглось окончательной вандализации.

В течении всех последующих лет здание храма вновь было заброшено и использовалось под свалку мусора и проведение самодеятельных дискотек.

Приход Каукола ( Церковь Святого Иоанна) был возрожден и официально зарегистрирован в 1996 году, при этом прихожане не без основания считают себя духовными восприемниками и частью исторического прихода Kaукола с почти 400-летней историей. Помимо основной миссии церкви - проповеди Слова Божьего и несения Благой вести Иисуса Христа, вот уже более 20 лет выполняется активная социальная и благотворительная работу со взрослыми и детьми муниципалитета.

В течении 1990-х - начале 2000-х силами и личными средствами членов прихода и отдельных благодетелей ремонтировалась кровля храма, так как атмосферные осадки быстро разрушали церковное здание.

Только в 2010 году храм был поставлен на консервацию.

В 2011 год силами прихожан и волонтеров на средства многих благотворителей была восстановлена сакристия (ризница) храма, и именно в ней 3 сентября 2011 года была освящена часовня, в которой и проходили первые богослужения.

В период 2011-2013 годов в здании церкви Каукола прошли значительные восстановительные работы. Была благоустроена территория вокруг храма, высажены многочисленные зеленые насаждения, разбиты цветники, установлены малые архитектурные формы. В 2013 году проведены сложнейшие технически высотные работы по восстановлению кровли.

К осени 2013 года все лестничные пролеты и переходы были построены заново, а на 30-метровой высоте башни церкви была смонтирована и оборудована смотровая площадка, с которой гости, и многочисленные туристы могут осмотреть красивейшую панораму местного озерного края.

При этом на смотровой площадке в весенне-летний сезон регулярно развернута обширная фотоэкспозиция рассказывающая об истории церкви-памятника, а также о современной жизни церковного прихода.

В Вербное Воскресение 16 апреля 2017 года в результате сложнейших работ над куполом храма вновь вознесся главный Крест, уничтоженный вместе со шпилем колокольни в результате артиллерийского обстрела 7 августа 1941 года.

В частично восстановленном большом зале храма в летнее время помимо богослужений проходят также концертно-песенные мероприятия, участие в которых принимают российские и зарубежные музыканты.

 В 2020 году храм стал финалистом этнофестиваля «Земля Калевалы» в номинации «Этнообъект».

Заслуженную награду получал Виктор Ружинский - пастор храма. Виктор Федорович и его жена Валентина – необыкновенные люди, благодаря вере и труду которых сейчас храм активно восстанавливается. Здесь можно побывать с экскурсией, посетить одно из мероприятий. Также можно переночевать в поселке небольшой группой, в летнее время поплавать на лодке по местному проливу и озерам.


Кирха Ряйсяля


Следующий отрезок пути составляет 18 км. И вы оказываетесь в центре волости Ряйсяля, ныне пос. Мельниково. Лютеранский приход Ряйсяля стал самостоятельным не позднее 1635 года. Первая построенная здесь церковь была сожжена русскими войсками в 1656 году. В 1663 году была построена вторая кирха, простоявшая больше 100 лет. Третья кирха была построена вместо обветшавшей второй в 1763 году. Это была типичная для того времени деревянная крестообразная церковь. Она сгорела в июле 1910 году.

Перед вами четвертое здание, построенное в 1912 году по проекту знаменитого финского архитектора Йозефа Стенбека. Это один из самых старых сохранившихся лютеранских храмов на Карельском перешейке. Старше его, да и то всего на несколько лет, только кирхи в Приморске (Koivisto) и Зеленогорске (Terijoki), тоже авторства Стенбека.

Йо́зеф Даниэль Стеенбек (1854-1929) — архитектор и инженер, работавший в Российской империи, а затем в независимой Финляндии, автор большого количества церковных зданий на Карельском перешейке и в Финляндии, работал в стиле финского национального романтизма – разновидности северного модерна.
Напоминающая средневековый замок кирха Ряйсяля построена именно в этом стиле. Наружные стены церкви строились из местного, красноватого гранита. Внутренние стены возводились кирпичными. Фундамент кирхи опирался на пологую природную скалу, Фронтоны отлиты из нового в то время материала - железобетона. Массивная квадратная башня колокольни размещена в пространстве между нефом и трансептом. Огромная 37-метровая колокольня вознеслась над постройкой и над всей долиной Вуоксы. Входные двери были обиты медью, кровля сделана из гальванизированных листов жести. Подрядчиками при строительстве стали братья Самули и Антон Хакала из Курикка. Общая сумма сделки составила 140 000 марок.

Уже 15 декабря 1912 года новый храм был освящен. На алтаре в золотой раме сияло изображение Иисуса, благословляющего детей, которое удалось спасти от пожара прежней кирхи. Здание было рассчитано на 1000 сидячих мест. Просторные хоры позволяли прихожанам чувствовать себя приближенными к кафедре, с которой читались проповеди. Зал обладал исключительными акустическими свойствами. Полы были частично бетонные, частично асфальтовые. Под ними располагались три калориферные печи. Тёплый воздух поднимался по трубам и через решетки в полу поступал в зал. Так отапливалось основное помещение. В ризнице был устроен собственный камин. Пять роскошных люстр, спасённых из старой церкви, освещали и украшали внутренний интерьер. В 1913 году установили орган на 25 регистров, изготовленный на фабрике в Кангасала. В Хельсинки, на заводе «Остберг и Баден» был заказан колокол, весивший 160 кг. Летом 1914 года он раскололся по непонятной причине, и только в 1921 году был отлит новый.
1935 году в кирхе Ряйсяля был открыт небольшой музей, посвященный старым финским церквям коммуны. Здесь хранились старые работы церковной живописи и предметы утвари.
В 1945 году, с приходом на Карельский перешеек советской власти, здание кирхи было передано совхозу "Мельниково" и до 1969 года кирха использовалась как зернохранилище.
В наши дни в здании кирхи находится Дом культуры поселка Мельниково, работает музейная экспозиция.

На территории современной Финляндии существует организация, состоящая из бывших уроженцев села Ряйсяля и их потомков, оказывающая посильную помощь по поддержанию вида здания. Периодически в Мельниково приезжают финны — бывшие жители Ряйсяля и их потомки, а также проводятся лютеранские службы.
Рядом с церковью находилось и кладбище Ряйсяля. Здесь, на месте кладбища, находится восстановленный в 1991 году памятник павшим в Гражданской войне Финляндии 1918 года.

Кирха Кякисалми


Переход до следующей остановки составит 37 км.
Вы въезжаете в город Приозерск. За более чем 700 лет существования он сменил 4 названия:
Кякисалми (древнее карельское название, затем и финское)
Корела (новгородское, старорусское название)
Кексгольм (Швеция, Российская империя)
Приозерск (СССР, Россия)

При въезде в город, на берегу Вуоксы, вы можете видеть слева от шоссе древнюю крепость Корела, которую изучал Теодор Швиндт, сейчас здесь расположен музей-крепость с одноименным названием.

В 1 км от крепости, в центре города находится последняя точка маршрута - кирха Кякисалми. В разное время, за многовековую историю города, было построено 10 храмов. Предпоследняя кирха была возведена в 1759 году финским архитектором Туомасом Суйкканеном во имя Святого Андрея. В начале XX века приход Какисалми был весьма многочисленным. И старая деревянная кирха не могла вместить всех прихожан. В 1904 году было принято решение о строительстве нового храма. Первый эскизный проект был выполнен Йозефом Стенбеком, однако он не был реализован из-за недостатка финансирования.

К концу 20-х годов прошлого века Независимой Финляндии удалось оправиться от потрясений и стабилизировать экономику. Именно в это время возводится большое количество храмов. Кирха в Кякисалми строится по проекту Армаса Линдгрена (1874-1929). Деньги собирает приход из пожертвований прихожан и сборов расквартированного в крепости Савоского егерского полка. Профессор Линдгрен в разные годы был учеником Стенбека и учителем Алвара Аалто. Церковь была освящена 14 декабря 1930 года выборгским епископом Эркки Кайла. Храм стал последним творением выдающегося мастера северного модерна Армаса Линдрена, он умер во время строительства и работы заканчивала его дочь Хелена Руотула-Стений. Кирха представляет собой сложенный из почти необработанных гранитных валунов храм, своим внешним обликом, по замыслу архитектора, призванный напоминать архитектуру крепости Корела.

В 1937 году в кирхе был установлен 36-регистровый орган. Из обветшавшей кирхи 1759 года в новый храм перенесли алтарную картину Б. Годенхьелмина «Распятие» и красивые канделябры, изготовленные ещё в 1870-х годах на средства кексгольмской купчихи-благотворительницы Авдотьи Андреевой. На колокольню были подняты 2 колокола — русского и немецкого производства. Кирха была оборудована отоплением.

В 1940 году, в ходе бомбардировок советской авиацией церковное здание получило серьёзные повреждения: одна из бомб, проломив крышу и перекрытия, взорвалась на полу и разметала скамейки. После того, как в 1940 году Кексгольм отошёл к СССР, кирха стала использоваться как «база» особого отряда НКВД. Переделки интерьеров были столь масштабными, что финны, когда вернулись в город в 1941—1944, не смогли начать в храме богослужения. Храм был отремонтирован финнами, вернувшимися в свои дома, и снова оставлен при отступлении в 1944 году.

Здание кирхи в 1945 году было передано под управление местной партийной ячейки. Была сооружена сцена, церковь преобразована в городской дом культуры.

С 1961 года в кирхе расширили сцену и переоборудовали фойе. Под крышей сделали чердачный полуэтаж с классами для кружковой работы.

После эвакуации коренных жителей на территории современной Финляндии возникла организация, состоящая из бывших уроженцев Кякисалми и их потомков. Жители собирали документы, делились воспоминаниями. С открытием «железного занавеса» стали сотрудничать с администрацией Приозерска, участвовать в посильной помощи по поддержанию вида здания. В июне — сентябре 1995 года приезжие пасторы провели в кирхе несколько богослужений. 6 июля 1997 года у западной стены кирхи, там, где когда-то находилось воинское захоронение 105-ти финских военнослужащих, погибших во Второй мировой войне, был поставлен изящный гранитный памятник по проекту архитектора Кауко Кокко.

В 2001 году, начальство Приозерского мясокомбината отпустило средства на косметический ремонт внутренних помещений «Центра досуга молодёжи», организован ночной клуб с баром. Осенью 2002 года в кирхе вспыхнул сильный пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку, обвалилась крыша. В середине 2000-х в здании проведены экономичные работы — сделана новая крыша, заделаны выгоревшие проёмы, локально подведено электричество.

Сейчас это величественное здание, которое несомненно является украшением города, не используется. Посетить его с экскурсией пока невозможно. Надеемся, что в скором будущем это изменится.

По дороге на вокзал города Приозерск вы пройдете через главную площадь с православным храмом, памятником Петру I и несколькими сохранившимися историческими зданиями, а потом сможете полюбоваться видом на озеро Вуокса и здание вокзала, чудом уцелевшее во время войн XX века.